ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ

2007-18-05-01
7.04.1503 (20.04). – Кончина Софьи Палеолог, супруги Вел. Кн. Московского Иоанна III Васильевича

Софья Фоминична была племянницей последнего византийского Императора Константина XI Палеолога, убитого при взятии турками Константинополя.

В 1467 г., когда овдовел Великий Князь Иоанн III (1440–1505), Софья жила в Риме. Папа, уверенный, что она благоприятствует латинству, решил посватать ее за московского жениха, чтобы при ее посредстве приобщить к унии Московское государство.

При этом римским послам были даны инструкции обещать Руси Константинополь как «законное наследие русских царей».

После женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, в 1473 г. венецианский сенат обратился к русскому монарху с таким же напоминанием: «права на византийскую корону должны перейти к вам».

Все это было еще до появления всех известных ныне русских письменных источников о Третьем Риме – они являются более поздним оформлением этой самоочевидности.

Как мы знаем, брак Иоанна с Софьей имел совершенно иные последствия, чем рассчитывал папа.

Новая русская Великая Княгиня принесла с собой все заветы и предания Византийского царства, столько столетий славного своей православной верой и мудрым государственным устройством (“симфонией″ двух властей: государственной и церковной).

Главное же: после покорения Византии турками, Софья передала права Государей Второго Рима как своему православному супругу – московскому Великому Князю, так и будущим своим от него православным потомкам.

Это наследие Византии имело огромное значение как в деле собирания Москвой русских земель, так и в выработке русской национальной идеологии Третьего Рима.

Символическим знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие государственным гербом двуглавого орла. Известна русская государственная печать 1497 г. с изображением двуглавого орла.

Именно при Иване III двуглавый орел стал использоваться на Руси в качестве герба, преемственного от ромейско-византийского Второго Рима. Там этот древний восточный символ победы и власти был принят еще первым христианским Императором Константином и считался официальным гербом при последней династии Палеологов. (См.: БСЭ. 3-е изд. Т. 7. С. 598; Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995. С. 294-296; Лебедев В. Державный орел России. М., 1995. С. 33).

Тем не менее, вопреки этому общепринятому факту, некоторые авторы-западники утверждают, что якобы «знаком власти византийских императоров двуглавый орел никогда не был», а появился в таком качестве лишь на Западе в восстановленной “Священной Римской империи”, откуда и был перенят Иваном III в виде подражания «высокому положению западных императоров» (Соболева Н.А. Российская государственная символика. М., 2003. С. 12-42).

Но, во-первых, западные монархи использовали двуглавого орла именно потому, что претендовали на преемственность от константиновской Империи.

И во-вторых, для русского Царя это было не подражание (да и кому: еретикам-латинянам?!), а законное отнятие римско-византийской преемственности и ее символики (несомненно не западного происхождения) у ее узурпаторов – западных императоров; женитьба на Софье тем более подтолкнула к этому естественному шагу.

Еще один исследователь считает византийскую версию происхождения русского орла «не достаточно убедительной» по иной причине: мифологические изображения двуглавой птицы издавна известны на Руси (но ведь это еще не двуглавый орел); двуглавого орла мы находим с Х века на одеянии князя Ярослава Всеволодовича, на фреске храма Спаса-Нередицы 1199 года, на одежде свв. Бориса и Глеба на фреске 1380 г. в одном из монастырей, на монетах Великого князя Тверского Михаила Борисовича, брата первой жены Ивана III (но не результат ли это давних тесных связей Руси с Византией?) – и лишь потом, по мнению этого автора, «двуглавый орел покинул периферию монументального и декоративно-прикладного искусства Древней Руси и перелетел на великокняжескую печать».

Однако этот же автор признает, что Иван III видел в этом «значение всемiрного центра истинной веры – Православия.

Эта преемственность, поднимавшая Русскую державу на уровень решения становящихся вселенскими национальных проблем, и оказалась решающим фактором при формировании векового герба нашего Отечества» (Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М. 2003. С. 39, 35, 37, 81, 86-87, 90).

В любом случае речь идет именно о преемственности от Римско-византийского Царства – Второго Рима, и двуглавый орел как символ вселенской Империи был принят на Руси именно в таком значении.

Даже если современники не до конца понимали такое историософское значение русского герба, оно Божиим промыслом было дано русскому народу как задание, как замысленная о нем Русская Идея, и было осознано позже.

Со временем на груди орла появилось изображение древнего герба Москвы – всадника, поражающего змия, причем всадник изображал как св. Георгия Победоносца, так и Государя, поражающего своим копьем всех врагов отечества и всякое противогосударственное зло.

Это отличало русского двуглавого орла от всех западноевропейских притязателей на тот же герб.

Далее 


Царский завет. Святитель Николай Сербский

64237.p

Глава первая, 

в которой говорится о раненом Царе Лазаре и о его душевных муках и недоумениях из-за погибели и завета

Ещё  не смолкли отзвуки битвы на Косовом поле, когда турецкие делибаши (командиры – прим. пер.) ввели сербского Царя в султанский шатёр. Султан Мурат лежал с закрытыми очами, охваченный предсмертным ропотом. Когда ему доложили, что Царь Лазарь пленён и доставлен, султан медленно приоткрыл веки и взгляды двух смертников встретились: без гнева, без злобы и без радости султан прошептал: «Аллахова воля!» И снова закрыл очи. Разочарованные делибаши вывели Лазаря из шатра, огорчённые тем, что не смогли обрадовать господина таким драгоценным рабом. Делибаши поставили Царя Лазаря перед турецкими воинами, чтобы те возрадовались поражению сербов. Перед шатром лежали трое мёртвых сербских воевод: Обилич, Касанчич и Топлица. Они были подобны трём срубленным дубам. Рядом с ними поставили турки Царя Лазаря, придерживая его, так как он был тяжело ранен. Из открытых ран сочилась кровь. Стоял он с непокрытой склоненной головой. Лицо было, как белое полотно, безжизненным и безкровным. Спутанные волосы переплелись с длинной бородой и частично покрывали бледное чело на исхудалом лице. Смерть, уже не заботясь о двух царственных жертвах, оставила обоих и легко парила над широким полем, чтобы присвоить себе и многих других.

Турки проходили мимо и с любопытством взирали на сербского Царя с мёртвыми воеводами. Некоторые проходили молча, другие грязно ругались, а третьи отпускали грубые шутки, вызывая смех окружающих.

Лазарь стоял ровно не по своей воле, но придерживаемый слугами султана. Тело его ещё было привязано к жизни тончайшими нитями, словно паутиной, и если бы слуги отпустили его, он бы просто рухнул на землю. Но душа мученика была жива, живее и крепче, как никогда раньше. Во внутренней мастерской души Лазаревы мысли перелетали с края на край того, что случилось на окровавленном поле и по всей его державе. И до высоких небес возносились мысли, ища объяснения всему, что произошло с войском христианским.

– За что всё это, Господи? – вопрошал в душе Царь Лазарь. – Если я и грешен, в чём не сомневаюсь, пусть я умру; но для чего такая великая смертная жертва воинов моих, народа моего?

И быстро распространялись Лазаревы мысли, будто невидимые вестники по всему мраку вселенскому, чтобы хоть где-нибудь уловить отблеск света, но нигде, нигде не являлся ни единый луч. Мысли возвращались пустыми, безответными туда, откуда исходили. Тогда Лазарь пустил мысли свои по всей жизни своей, чтобы выяснить причину поражения и несчастья. Углубляясь мыслями во все тайные уголки своего прошлого, он обнаруживал всякую малую неправду, но ведь он всё исповедал перед духовником, во всём покаялся и всё исправил, покрыв вдесятеро. С детства был благочестив и христолюбив. Дом его был подобен храму, содержащему святыню, исполнен милости и чистоты. Дети были воспитаны в вере и благородстве. Народу своему служил примером во всякой добродетели. Богу воздвиг несколько прекрасных церквей. Был отцом сирот и миротворцем враждующих, праведным судиёй для злодеев и храбрым защитником гонимых за правду.

В предсмертной ясности острым взором судьи пересмотрев свою жизнь, Лазарь собрал все свои мысли воедино и со вздохом воскликнул внутри себя:

– Создателю мой, Ты судишь и все неведомые грехи наши, к Тебе вопию из этой долины мрака! Прости мне всё, что не исполнил по святой воле Твоей. Умори меня, Господи мой, сотри меня из книги жизни – только народ мой спаси!

И опять пустил смертник свои стремительные мысли, чтобы испытать предыдущие события, имевшие место в Крушевце, перед отправкой на Косово поле. Всякое произнесённое слово своё мерил на тайных весах; всякий разговор припоминал и оценивал; все поступки строго пересмотрел и рассудил. Но нигде не нашёл того, что могло бы стать причиной поражения сильного войска и могучей державы. Тогда Лазарь от ужаса и боли простонал, всё внутри него восстало, будто от ветра на море вздыбились волны. И сказал Царь в себе:

-В том я не согрешил!

Воины крепче ухватились за Лазаря, думая, что он стонет от тяжёлых ран.

Что же заставило стонать Лазаря, что же так его ужаснуло? Вспомнился ему выбор между двумя Царствами: земным и Небесным. Выбрал бы он царство земное, остался бы он по пророчеству в живых вместе со своим войском, и держава бы его победила. Но ведь он выбрал Небесное Царство, и вот по пророчеству наступила его погибель, погибель войска и державы.

– Неужели тут я согрешил? Передо мной были поставлены две судьбы, и мне надлежало во имя народа сделать выбор. Если бы я только за себя отвечал и выбрал бы смерть вместо жизни, но кто мне дал власть делать выбор за целый народ? Вот ключевой вопрос. Неужели я сделал неправильный выбор? Таинственная сила, которая искушала меня, очевидно, была не от Бога светлости, но от дьявольской тьмы. И та сила меня обманула. Я возлюбил Царство Небесное, а тем обязал и себя, и народ свой перед той таинственной силой; и вот обязательство вступает в силу и сбывается моя погибель и погибель войска моего. Я дал неправильный завет своему народу. Вот ключ от ада, бурлящего вокруг меня по всему Косову! Согрешил, значит… Вот в чём грех… Согрешил ли я, о Всеведущий Господи? Перед Твоими очами ткётся всё жизненное полотно и наступает смерть. Скажи мне, о Господи, облачённый величавым Безмолвием!

Если я совершил неправильный выбор, тогда я виновен в смерти всех доблестных воевод, тогда я виновен в погибели державы. Я в ответе перед Неманей за корону его. Я в ответе перед Саввой за Церковь. Я виновник стольких смертей и стольких кровоточащих ран. Сколько вдов и сирот по сёлам и городам! Сколько тиранского гнева выпадет теперь на мой порабощённый народ! Не мой народ, но Твой, Господи.

И опять простонал Лазарь, как раненый олень, а турки сердито его обругали и схватили его ещё крепче.

– Убей меня, Господин жизни и смерти, убей меня сотню раз и оживи меня сотню раз, и снова убей! Я совершил неправильный выбор и оставил народу ложный завет, я заслужил то, чтобы вечно умирать в муках, как сейчас умираю. Скажи мне, скажи мне, Творче языка и слова, до того как стану я прахом, в который Ты вдохнул душу живую, скажи мне, чтобы я знал: согрешил ли я пред Тобою и пред святыми небесами Твоими?

Глава вторая,

в которой говорится о видении Лазарем небесного света и о двух вестниках, приблизившихся к умирающему Царю

 В терзаниях душевных умирающий Лазарь уже не ощущал телесной боли. Смирившееся со смертью тело его ещё хранило признаки жизни благодаря живой душе. Как это обычно бывает, тело человеческое лучше служит душе тогда, когда душа о нём не мыслит, так было и в этом случае.

Внезапно душе Лазаря предстала какая-то необычная светлость. Та светлость была сильнее светлости нескольких солнц, слитых воедино; белая, белее снега, но смягчённая лёгкой тенью голубизны. И было Лазарю явление: он видел некий простор, который был шире всего виденного в мире. Там, где взор останавливался будто на границе того простора, мгновенно спала лёгкая , подобная пару, завеса и открылся другой такой же простор, на границе которого возникал  следующий простор, и так без конца. На тех просторах были цветущие поля, селения и левады с необычной растительностью и цветами, и сады с  серебристыми и золотистыми плодами. Потом являлись чудесные города с дворцами упоительной красоты. Виднелись белые реки, как растопленное серебро, и голубые озёра, по которым плавали белые ладьи. И все те просторы были покрыты многими народами, одетыми в разноцветные платья, а больше в белые, украшенные золотым узором, прекрасного вида. Ничьё лицо невозможно было увидеть, но ощущалась невиданная на земле красота всех. К тому же слышалась нежная тихая песня многих, многих тысяч голосов: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века!» Песня раздавалась всё громче и громче, будто река разливалась от сильного наводнения; народ присоединялся к народу в песнопении, как волна сливается с волной, до тех пор, пока не возросла в громогласное восклицание победных войск. Потом внезапно всё стихло. И появились народы, облачённые в небесную красоту, приклонённые, будто колосья зрелого жита. И настала безмолвная тишина. Тогда показалось пламя, над которым  струился голубой дым. И распространилось удивительное благоухание, упоительное миро, которое стократно увеличивает жизнь в человеке и милует его, будто светлость, и питает жизнь слаще мёда и молока.

Потом увидел Лазарь, как один человек в сиятельной белизне слетел с высоты, стремительно направился по всем народам к другому человеку в красной одежде. Приблизившись к нему, взял его руку, оба отделились от народа и быстро приблизились к Лазарю. Их необычная светлость усилилась в несколько раз. В недоумении глядел Лазарь на этих  людей. Оба были прекрасными юношами, только тот, что был в белом, сиял большей славой, чем тот, что был в красном. Приблизившись к Лазарю, первый стал с ним говорить.

Глава третья,

в которой говорится о том, как небесный вестник успокаивает Лазаря и хвалит его завет как правильный и спасоносный

 – Не бойся, Лазарю, – сказал вестник ему.- Я посланник Божий, который стоит перед лицом Всевышнего Царя. И вот я послан к тебе, чтобы дать ответ на твой вопрос, который мучит тебя больше вражеской стрелы, пронзившей твоё тело. Передаю тебе ответ, чтобы очистить душу твою от мрачных сомнений и чтобы очищенную взять. А это брат мой в красной мученической ризе святой пророк Амос, твой славный Святой и крестная твоя слава, которую ты этой ночью прославлял хлебом и вином, а сегодня славишь кровью и смертью. Не бойся, но слушай и радуйся!

Я тот самый вестник, который принёс тебе книгу из Вышнего Иерусалима. Невидимо явился я перед тобой в твоём дворце в Крушевце и оставил ту книгу на коленях твоих. Пока ты колебался и решал, какому царству предать свою волю, я всё время стоял справа от тебя. В ожидании твоего решения святые небеса молчали, а святые Неманичи трепетали от страха за то, чтобы ты не выбрал худшее, и все упокоенные праведники сербские молили Господа за тебя, чтобы Господь склонил тебя на выбор лучшего. И когда ты сделал правильный выбор, святые небеса запели, святые Неманичи возрадовались, а все праведники сербские вознесли благодарение Богу.

Не бойся, Божий человек, ты совершил правильный выбор и оставил своему народу спасоносный завет. Если бы ты выбрал земное царство для твоего народа, меньше бы обогатил свой народ, чем этим заветом. Истинны твои слова:

«Недолгий век у земного царства,

А Царствие Небесное не прейдет».

Посмотри на эти просторы перед тобой. Посмотри на множество благословенного народа на этих просторах, это всего лишь маленькая часть Царства Небесного, Царства, которое ты возлюбил. Телесные очи никогда не могли бы видеть столько пространства и такое количество творений. Посмотри, вся эта безкрайность больше по количеству и числу всего, что есть на земле. Но это может быть открыто только духовным очам; духовные очи могут единым взором всё это охватить и увидеть. В телесных границах сокрыта тайна. Но наш общий Создатель смиловался над твоим отчаянным воплем и, припомнив все твои добрые дела, открыл тебе духовное зрение, чтобы ты всё это созерцал и видел, чтобы утешить тебя.

Тут замолчал вестник Божий. Тогда снова раздалась мощная песня, как и ранее, среди блаженных народов небес. И Лазарь смог понять смысл некоторых слов:

« Всем сердцам, что любовью горят,

Небеса ответить благоволят.

Всем существам, что Бога славят,

Бог себя милостиво явит».

Ангел продолжил:

– Это Царство духовное, обожествлено, оно божественно, непреходяще, несравненно, безсмертно. Истина, Любовь, Жизнь и Радость – все четыре побуждают духовные миры к непрестанной песне. Они тебе представляются телесными, но они безтелесны. Вот сейчас ты духом видишь духов. Твои очи закрыты и ты ничего не видишь телесными очами. Это твоя свободная душа непосредственно видит светлость, освобождённую от тела. Впечатление, что ты принимаешь их как отражение, образы, цвет, голос и размеры, не происходит от физического, материального мира символов, но от мира нематериального, действительного. И как ты сейчас видишь без очей, слышишь без ушей, чувствуешь без тела, так безсмертные духи в этом Царстве видят, слышат и чувствуют. Зрение духов несравненно лучше, и слух несравненно острее, и чувства несравненно сильнее, чем у телесного человека. Поэтому правильно говорят истинные учителя человеческие, что тело есть темница души, а разделение души и тела есть освобождение. С точки зрения восприятия действительности люди делятся на три группы. Одни видят только телесными очами телесные предметы и думают, что созерцают действительность. Это настоящие слепцы. Они живут в полном мраке незнания, покрытые тёмной пеленой материальных творений. Вторые видят очами, присоединяя к зрительному восприятию разум, пытаясь понять смысл вещей, но при этом надеясь только на свои очи и свой разум. И эти не видят, как надо, но лишь прикасаются к непостижимой для них тайне бытия и творения. Они говорят, что существует какая-то непостижимая тайна по ту сторону восприятия мира. И это вершина их сознания. Они живут в неком мучительном сумраке играющих теней, которые будто пёстрая завеса скрывает от них истину. Третьи, хоть и не доверяют своим очам и разуму, но с детской простотой принимают откровения небес, так же, как и ты сегодня. Эти откровения гасят в них жажду земного царства и господства и вызывают ненасытный голод и жажду Царства Небесного. Такие зовутся «детьми света». Им дано видеть тайны и даны знания того, как надо ходить правым путём в земном царстве. Но они не видят всегда, как мы, небесные жители, видим, но только в соответствии с волей и милостью Святого Промысла.

К этой третьей группе причислялся в своей земной жизни и этот дивный твой славленник, святой пророк Амос вместе с другими Пророками, Прозорливцами, Апостолами, Святителями и Праведниками. А и ты, славный Княже, причислен к рядам этих просвещённых боголюбцев.

Так сказал ангел Всевышнего и замолчал. Тогда пророк Амос приблизился к Лазарю, взял его за руку и проговорил:

– Будь храбр, дивный Лазарю! Твоя душа измучена многими вопросами. Вот посланник Божий перед тобой. Скоро будешь называть его братом своим в едином Царстве иного родства и гражданства в отличие от земного. Спрашивай его свободно обо всём, что мучит душу твою.

От доброго обращения и от слов святого Пророка почувствовал Лазарь некую чудную животворную волну, исполнившую ему целую душу, что укрепило его. И решился тогда Лазарь задать вопросы.

Глава четвёртая,

в которой небесный вестник отвечает Лазарю на вопрос: что необходимее всего для человека просить у Бога?

И сказал Лазарь: «Вот теперь я вижу, насколько я грешен и несведущ. Настало время умирать, а всё ещё не знаю, что надо просить у Бога. Недоумеваю о делах Творца своего, как некогда Иов, но всё находится вне моей власти. Научи меня, слуга Всевышнего, что необходимее для человека в смертный час просить у Бога?»

На это ангел Божий ответил:

– И в конце, и в начале земного пути, как и во всякое время того пути, важнее всего для земного путника просить у Бога две вещи: первое – прощение грехов и второе – дарование Духа Божьего.

Всё, что следует наполнить, прежде всего, следует освободить для того, чтобы могло быть наполнено;  нужно очистить прежде, чем украсить.

В дом, наполненный дьявольскими греховными делами, Дух Божий не входит, и нечистый дом Он не украшает присутствием Своим и дарами Своими небесными.Человек дивно составлен из тела, души и духа.Дух есть двигатель и господин всего существа человеческого.

Каков дух, таков и человек.Дух двигает душу, а душа тело.

«Дух животворит, а плоть не пользует ни мало».

Ангельское войско и ангельское пение в Небесном Царстве живёт и побуждается только Духом Божиим.

Через действие Духа Святого ангелы призывают нас к четырём источникам небесной сладости: к Истине, Любви, Жизни и Радости.

Также существовал и прародитель рода вашего под воздействием Духа Божьего, подобно нам, ангелам.

Но когда он безумно отступил от Правды и Любви Небесной, в нём наступила одна существенная перемена.

Внешне он остался тем же, но изменился внутри.

О той перемене по сей день мало что знают на земле. Это тайна избранных, молчаливых и самых просвещенных.

Но ты, великий безсмертник, должен знать, в чём та существенная перемена состоялась, чтобы постигнуть всё то, что сердце желает знать.

Ведь это знание является исходной точкой всякой мудрости и истинного знания. В нём содержится ответ на все мучительные вопросы человеческие, в том числе и на твои.

Слушай же, славный Княже, об этом земном обстоятельстве.

Существенная перемена заключалась в том, что Создатель отобрал у человека Свой Святой Дух, и оставил его только с сотворённой душой и природным его духом.

С тем природным духом, который сотворён, а не вдохнут Богом; отпавший от Духа Божьего человек был осуждён «в поте лица добывать себе хлеб», подобно муравьям, пчёлам и зверям.

Так человек был спущен до уровня животных, господин стал подобен своим слугам, царь был уравнен со своими подданными. Человек-бог стал человеком-животным.

Но и это не было самым страшным.Ведь животные по своему чину чудесны и прекрасны.

Хуже всего было то, что человек-животное быстро перешёл в состояние человека-демона, по своему свободному выбору, став нечистым сосудом для Духа Святого, он отверг и свой природный дух сотворённый, и принял в себя дух нечистый, богоотпавший, богоборный, дух адских ангелов.

Ведь когда человечество потеряло Духа Святого, оно оказалось на перекрёстке, где пребывал сотворённый природный дух, дух светлости и противоположный дух тьмы.

Столкнулись Дух Божий и дух адский.

На том перекрёстке сначала преобладал природный дух, но многие люди повернулись лицом к духу тьмы и лишь немногие оставались стоять лицом к Богу.

Этим последним милостивый Бог снова даровал Своего Духа Святого.Это дивные Праведники, которым дано обетование и проречено спасение, как им, так и через них всему будущему роду человеческому, пока он, находясь на перекрёстке, повёрнут лицом к Богу Жизни.

В течение тысяч лет только они были людьми-богами среди людей-животных и, что ещё хуже, среди людей-демонов.

Богами и сыновьями Божьими они названы не по смертному телу, природной душе и духу, но по Богу Духу Святому, Который снова был им дарован, потому что их лица на духовном перекрёстке были повёрнуты с верой и надеждой к Духу Божиему Святому.

Поэтому и вдохнул Бог в них от Себя Свой Дух, чтобы они удостоились быть и называться богами и сыновьями Божиими.

Ведь всё, что величественный Творец наш даёт творениям Своим, Он даёт или от Своего, или от Себя.

Когда даёт светлость, дождь, плодородие, здоровье, успех, познание природы – даёт от Своего, то есть даёт через что-то, что Он сотворил, что Его, но не Он Сам.

Когда же дарует Духа Своего Святого – дарует Себя Самого. Это свойство совершенной , божественной Любви – даровать не только Своё , но и Себя.

Итак, прославитель Бога, знай, что существует три вида духа: Святой Дух Божий, дух природный и дух демонский.

Повторяю тебе: какой дух в человеке, таков и есть человек.

Три брата с тремя различными духами далеки друг от друга как три мира: мир небесный, мир земной и мир адский.

Вот поэтому правильно ценить человека можно только по духу, который в человеке.

Ведь дух двигатель души и тела. И все мысли, желания и ощущения души, а также дела, полностью зависят от духа, который в человеке.

С этим знанием о духе как таинственным ключом входи теперь в обители душ человеческих.

Каков дух, такова и душа. Душа не так проста как дух. В ней три силы: ум, чувства и дела. А все три составляющие будто замешаны в тесто, которому дрожжи – дух.

Каковы дрожжи, таково и тесто, таков и хлеб.

Если дрожжами является Дух Святой, тогда и мысли в человеке святы и божественны, и чувства святы и божественны, и дела святы и божественны.

Если дрожжами является дух природный, тогда и мысли в человеке природные (то есть земные), и чувства природные, и дела природные.

Если же дрожжами является дух демонский, тогда и мысли в человеке демонские, и желания демонские, и дела демонские.

С этим знанием о духе и душе как с таинственным ключом входи теперь в тайны тела человеческого.Какова душа, таково и тело человека.

Тело не так просто, как душа, а тем более дух.

Многочисленные органы и функции тела символичны в отношении состояния и силы души.

Если душа в качестве дрожжей имеет Дух Божий, тогда и тело, как инструмент такой души, является арфой Божией, которое выражает то, что боговдохновенная душа мыслит, чувствует и желает.

Если душа в качестве дрожжей имеет природный дух, тогда тело, как инструмент такой души, выражает природные мысли, природные ощущения и природные желания.

Если же душа охвачена злобными дрожжами адского духа, тогда и тело такого человека, как инструмент души, является вестником адских сил, демонской воли и демонских дел.

Без этого основного понятия и разумения как можно осознать суть человеческую и всё, что происходит с человеком в этом мире?

И как можно осознать судьбу одного народа и всё, что с ним происходит?Без того основного понятия и разумения не может никто из смертных осознать то, что сегодня произошло на этом поле брани.

Только те, кто не охвачен демонским духом, в состоянии спокойно созерцать разорение тканей как претворение в некую новую ткань, и видеть в этом больном хаосе космический порядок, и в этом разрушительном кошмаре – правильное творческое устроение.

Не ясно ли из этого, что обязанностью всякого человека является просить у Господа как в смертный час, так и в любое время на жизненном пути, Духа Божьего Святого?

А Бог, исполненный милости и любви, дарит и Самого Себя тем, которые Его любят (Его любовью) и Его любви ищут.

Как сказано вам самыми святыми устами: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11, 13).

Глава пятая, 

в которой Царь христианский спрашивает и получает ответ, почему его держава осуждена на погибель

Выслушав всё, что ему говорилось, не смея даже вздохнуть, Лазарь молчал некое время, а потом снова задал вопрос: «Скажи мне, вестник небесный, почему моя держава осуждена на погибель?»

Ответил ему вестник Вышних небес:

– Потому, Княже, что состарилась.

По логике творения, всё, что в этой вашей вселенной стареет, должно быть убрано и заменено новым.

Вижу, тебя удивляют эти слова.

Вижу, так как мне видна твоя душа насквозь, со всеми её мыслями и чувствами, которые наполняют её и волнуются подобно морю.

Такова сила граждан Царства духовного, чтобы прозревать души насквозь, как прозрачное стекло.Нас не интересует земное тело, непостоянное, суетное и смертное; на теле мы не задерживаем взгляд.

Мы исследуем то, что в земном теле, то, что принадлежит нашей державе, небесам.

То, что родственно нам, что когда-нибудь разделит с нами безсмертное гражданство – вот, что нас занимает.

А ты в недоумении сейчас говоришь внутри себя: «Как это моя держава состарилась? Другие царства в два или три раза дольше существуют на земле и не состарились и не осуждены на погибель».

Тяжело телесным соглашаться с духовным.

Телесно умствующие люди воспринимают старость во временных границах, а духовно мыслящие распознают старость по внутренней силе.

Ведь всегда молодым может быть назван только Всевышний, Безсмертный и Вечный.

Не только время, но и вечность прошла через Него, не оставив ни одной морщины на Его лице.

И мы, ангелы Его от сотворения, тоже молоды – потому что держим Его в себе, Его Святой Дух, Им живём, Им дышим, Им питаемся, Им радуемся. А всё, что исполняет себя чем-то другим вне Его, что ищет жизнь вне Его, что стремится к удовольствию вне Его, что питается мёртвой пищей, быстро стареет и умирает.

От духа, который в сотворённых существах, зависит жизнь и молодость; от духа – старость и смерть. По духу в одном народе определяется его судьба, его сохранение или его погибель.

Из людей подобнее всего ангелам отшельники и постники, то есть те души, которые от земли брали наименьшее количество для поддержания своего тела и питали себя день и ночь Его Духом, Духом вечной жизни и вечной молодости. И души их были так сильны и крепки, что могли сохранять тела их в силе и долголетии дольше, чем те, которые с духом слабости заботливо питали свои тела и свои души только землёй.

Так, Княже, бывает с отдельными личностями, так и с группой родственных лиц – с народами.

Твоя держава состарилась и должна погибнуть.

Не гибнет она от временной старости, но из-за отравы, которую в себя принимала и накопила до смертельной границы.

Та отрава состарила и согнула твою державу, как старуху. Сербским властям земля пронзила душу.

Поэтому Дух Божий отошёл от них и сокрылся в душе народной.

Но дым страстей, который удалил от властей Духа Святого и который из пекла пробивался сквозь дух природный, начал расширяться в народе.

Была опасность того, что от злого духа и народная душа покроется землёй, испепелится и умрет.

Только один великий страх, подобный мощному ветру, мог сдуть тот смрадный дух и спасти народ твой, народ Божий от погибели.

Чтобы народ твой спасся, держава твоя должна была погибнуть. И только Святители Сербские со своим начальником святым Саввой молились и умоляли Всевидящего попустить временную погибель державы, возложив тяготы на народ, чтобы душа народная спаслась от вечной смерти.

Не тужи, мудрая голова: твой выбор по плану Промыслителя и на радость Святителям Сербским.

Твоим заветом сохранится твой народ.

Тем заветом будут питаться и утолять жажду все поколения. Исчезнут отравленные власти, а с тем исчезнет и дым, который отравляет и умертвляет.

Погибнут злобные богоборцы, а с ними и злой пример, который они давали народу.

Придёт страх и нищета, и скорбь – эти три отделят души людские от земли и привлекут к небесам.

Народ будет чувствовать себя в своём доме, как на чужбине, и будет искать себе дом на небесах.

Омоет свою душу от земли и освободится от грубой телесности, пропитанной природным духом и духом адским.

И преобразится народ твой в народ духовный и ясновидящий, глубокий в своих мыслях и высокий в своей прозорливости, непобедимый в вере и надежде своей.

Может он стать и последним в глазах других народов земных, но будет первым перед небесами, перед безсмертными духами.

И благословит народ твой тебя, Княже. Твой завет о выборе Царства Небесного будет облегчать муки и освещать рабскую темницу.

Поэтому ты не согрешил в выборе; ты дважды коронован: венцом царства земного и венцом Царства Небесного.

Не согрешил ты в том, что выбрал Царство Небесное, но сейчас согрешаешь, что сомневаешься в правильности выбора своего.

Не сомневайся умом, непоколебимый сердцем.

Не смешивай погибель войска с погибелью народа.

Не сравнивай погибель державы с погибелью всего мира.

Державы и даются народам, чтобы было чему погибать вместо народа; чтобы было что дать за выкуп народной души.

Когда дешёвое отдаётся за дорогое, торговля выходит выгоднее, чем наоборот.

Подарил ты Тому, Который разрушает, дешёвое, чтобы сохранить дорогое; и Который срезает колосья, чтобы сохранить зерно.

Не надо недоумевать, как страдающий Иов, над тем, что делает Создатель с народом и державой, ведь он всё устроил.

Его воля всегда добра, Его мысль всегда светла и Его дела всегда праведны.

Когда Он сажает дерево, Он мыслит о том, что его потом надо срубить.

А когда рубит, то мыслит о поросли.

Все сотворённые миры перед Его величеством подобны капле воды на ладони.

Та капля – слеза радости Его ока, Он смотрит на неё, и она светится от Него.

 

Глава шестая, 

в которой говорится о превосходстве ума тех, которые возлюбили Царство Небесное.

Проговорил Лазарь:

– Скажи мне, светлый  гражданин Небесного Царства,  какая польза будет народу  моему от выбора Царства Небесного?

Ответил ему на то гражданин  небес:

– Любовь к Царству Небесному  воистину принесёт несказанную  пользу народу твоему. Очистит  ему ум, сердце и волю. Так, целую душу сделает чистым зеркалом, в котором будет отражаться наш безсмертный мир и наша жизнь. Царство Небесное войдёт внутрь него, и он, как достойный войдёт в Царство Небесное.

Первое, что  говорю, очистит ему ум.

Что для  вас, смертных, является головой  телу, это ум души.

И как голова  сторожит тело, так ум сторожит  душу.

Хоть обиталище ума и  находится в сердце, главный сторож  в отношении видимого мира  находится в голове.

Ум воспринимает  видимый мир через чувства,  а потом просеивает все восприятия  и судит.

Как человек будет  просеивать и судить внешние впечатления, зависит от духа, которым исполнена целая душа, а также ум.

Если в человеке небесный Божий Дух, ум его будет чист и мощен, он обо всём сможет рассуждать и судить по Создателю своему и через Создателя.

Как сказано устами Пророка: «В светлости Твоей увидим светлость». Просветлённый небесным Божьим Духом, ум человеческий и сам бывает обожествлён и через это осветлён, чист и бодр.

С помощью небесной светлости в себе он видит все творения и все события, то есть ясно их читает и осознаёт их смысл и значение.

Такой ум, заквашенный Духом Небесным, не даёт быть обманутым некой тьмой, которая происходит от нижних духов, поворачивает человека против Бога и от Бога отделяет.

Такой первобытный, чистый и бодрый ум, созданный Творцом в душе человеческой, сияет в душе, дарованный Духом от Себя Самого.

А как только ум испачкан, он становится ленив и перестаёт быть господином внешних впечатлений.

Если стража ослабевает, то чужие врываются внутрь души человеческой. Ум тогда губит небесную светлость, а с тем и силу.

Не может ни различать, ни оборонять.

Преклоняется перед каждым чувственным впечатлением. Чем больше стремится ум за чувственными впечатлениями, тем больше привлекает их без разбора.

Человек с таким помрачённым и расслабленным умом, прежде всего, теряет свой мир.

Без душевного мира он мечется по свету и стремится к чему-то новому, не зная точно к чему.

По сути, он стремится к потерянному Богу, через Кого был господином и судьёй всех творений вокруг себя.

Сейчас он бегает за слугами и рабами своими и расспрашивает их о Господине.

В него не входит, как раньше, истинный смысл творений, светлость творений, но только их тени, и то ровно настолько, насколько телесные очи их видят, телесные уши их слышат и язык чувствует, и нос обоняет, и кожа ощущает.

Через души таких людей громыхает вся вселенская природа, как через труп.

Такое попрание и уничтожение человека поддерживают адские духи со злобным веселием, когда мы, хранители душ человеческих, отступаем в сторону по указанию Всевышнего и с печалью наблюдаем за теми, которые сами себя уничтожают и гибнут для всех миров.

Мы, духи, видим  ум одного человека в сущности и целостности, каков он есть.

Но вы, телом ограниченные, не в состоянии так видеть.

Вы цените ум по мыслям. Поэтому так часто ошибаетесь.

Ведь испорченный ум часто маскируется привлекательными мыслями, как некрасивое лицо белилами.

А правый, чистый ум опять нередко скрывается под маской юродства.

Поэтому хочу показать сейчас тебе разницу между мыслями человека, возлюбившего Царство Небесное и человека, возлюбившего земное царство.

Любящий царство земное всё, что имеет в этом мире, принимает за сущность и оценивает относительно своей прибыли.

Видит ли он кусок золота, он не мыслит о нём как о творении Божьем, не рассуждает о его символичном значении, но думает о том, какие удовольствия мог бы он иметь за то золото.

Посмотрит ли он на чужую ниву, он не мыслит о чудесном посеве, который произрастёт из земли, но думает о том, как бы ему эту ниву заиметь. Увидит ли он белого ягнёнка на зелёной лужайке, он не мыслит о ягнёнке как о творении Божьем, но как о своей добыче.

Встретит ли он чужую жену, он не мыслит о ней как о матери или как о творении Безсмертного Художника, но думает о сраме и оскорблении.

Если же как Князь одного народа нам предстанет, то он не мыслит со страхом о своём долге перед Богом мудрости, чтобы хорошо управлять своим народом, но думает только о долге народа перед ним.

О соседних Князьях думает только, как бы их унизить, свергнуть с власти и присвоить их державы.

И так думают все, возлюбившие царство земное, потому что телесные, земные и звероподобные.

Ум таковых помрачён и не может воспринимать истину и, как паук, вовлекает в себя всё, что вокруг.

Мысли таких людей безумны, мрачны и ложны.

Возлюбившие Царство Небесное всё непреходящее и безсмертное ценят и обо всём мыслят через Создателя всего.

Видя золото, они размышляют о Том, Кто сотворил этот прекрасный металл и сокрыл его в земле.

И ещё размышляют о неизменном сиянии истины, которое этот металл означает в духовном смысле, и о совершенствах души, которые он означает в нравственном смысле.

Видя соседскую ниву, они размышляют о ней как о собственности Божией, на которой Бог первый и главный возделыватель.

Потом они хвалят труд земного хозяина нивы, который её раскорчевал, обработал, распахал и засеял.

И молятся они в себе Хозяину вселенной, чтобы благословил такой труд человеческий и подарил плод ниве его, чтобы дети его были сыты и Его, своего Творца, прославляли бы.

Увидят ли таковые ягнёнка на лужайке, они размышляют о Премудром Промыслителе, Который так дивно одел того ягнёнка, питает и защищает его.

Встретят ли таковые чужую жену, они размышляют с почтением о ней как о матери, которой и её и их Творец определил задачу и путь к спасению в этом опасном земном странствии.

Если же пред нами предстанет Князь одного народа, то он со страхом размышляет о долге своём перед Богом и народом своим, прося от Бога мудрости, чтобы иметь возможность управлять народом во славу Господню.

А соседние Князья благословляются им. И молит он Бога за них и за народы их как за братьев своих.

Радуйся же, избранниче Божий, ты сделал правильный выбор и оставил своему народу живоносный завет.

Возлюбив Царство Небесное, ты приблизил Бога к народу своему и народ свой к Богу.

Ты предал народ свой заботе лучшего Лекаря и Целителя, Который видит сокрытые раны душ человеческих, и только Он может их исцелить.

Горькими лекарствами Он очистит ум народу, напоит его вдохновением Духа Святого и сделает снова светлым и сильным.

Возвратит ему ум небесный, который станет подобен Дародавцу ума.

И народ твой освободит от духа земного и адского и сделает его способным мыслить ангельски, глубоко, высоко, прозорливо, духовно.

Своим умом он превзойдёт всех своих предков из свободы и всех господ-завоевателей.

Ум, который будет явлен твоим народом в вековом рабстве, станет светлым отображением Его ума.

И будет удивлять далёкие поколения, живущие свободно.

Так ум твоего народа будет омыт, излечен, обожествлён и небесами возвышен.

В его мыслях будет отражаться безкрайний ум Того, Кто есть Сам Ум, в Кого не может входить и от Кого не может исходить никакая грешная мысль.

Солнечный свет есть тьма по сравнению со светлостью того вечного Ума.

И хрусталь есть мрачный гранит по отношению к ясности и прозрачности мыслей Его.

Все небесные силы умны от превечного Ума Создателя своего. Тот Ум Его в Нём.

В Нём рождается вечность и от Него освещается мудростью каждая тварь на небесах и в подножии небес.

Он всё знает не исследуя. Всё видит мгновенно, не нуждаясь в очах.

Всё двигает и всем руководит, не меняя места. Без Него нет действительного ума. Без Него нет правильных мыслей.

 

Глава седьмая, 

в которой говорится  о превосходстве любви у тех, которые возлюбили Царство Небесное.

– Коротка мысль у нас,  смертных, – проговорил умирающий  Князь, – и свеча нашей души  не светит так далеко.

Зато  не надо огорчаться, вестник Божий  светлый, тем, о чём сейчас  тебя спрошу.

Почему Тот, Который нас по любви сотворил и любовью нас Своей повсюду окружает, почему допустил гибель этих трёх прекрасных воевод передо мной и стольких других, чьи мёртвые тела украшают это страшное поле? Почему? Когда я точно знаю, они не охладели любовью ко Творцу Своему.

На этот вопрос Князь  получил следующий ответ:

– Я понимаю твой вопрос. Ты меня спрашиваешь как основатель  церкви Раваницы.

Если бы я, как сознательный и безтелесный дух, был вынужден облечься в гниющее тело, составленное из праха, я бы благословил тот час, когда бы я освободился от тела.

Смерть страшна для тех, которые отделяются от предмета любви, но не для тех, которые соединены с предметом их любви.

Смерть ужасна для тех, кто возлюбил царство земное, но весельем наполняет тех, кто возлюбил Царство Небесное.

Где сердце человека, там и его дом. Кто любит мир и всё, что в мире, тот не имеет здорового сердца и настоящей любви.

Любовь таких людей исполнена природным духом или, что ещё хуже, духом адским.

Здоровым является только то сердце человеческое, которое горит любовью к Создателю.

Настоящая любовь может относиться только к Тому, Кто проявляет Свою любовь к человеку ещё до его матери.

И такая любовь, которая только на земле имеет начало, а никогда и нигде завершение – единственная достойна того возвышенного имени.

Всё остальное, что на земле именуется любовью, не есть любовь, но пристрастие к телам, тварям, обликам, быстротечным звукам, изменчивым вкусам, словам – к летающим и умирающим теням.

Поэтому, когда Господин жизни и смерти посылает смерть тем, которые Его любят, Он посылает им смерть из пламенной любви к ним, чтобы освободить от разлуки их и приблизить к Себе.

А когда шлёт смерть пристрастным, которые не вкусили мёд любви к Создателю своему, Он посылает им смерть по гневу Своему, чтобы безконечно удалить их от Себя.

Так же, как жнец срезает одним серпом и пшеницу, и сорняк – одно, чтобы внести в дом свой, а другое – выбросить вон.

Ты видишь это поле, покрытое мёртвыми телами, словно покошенной травой.

Лежат тела, будто спелые колосья. Только здоровые зёрна взяты ангелами в небесные дворы, а зёрна испорченные выброшены во мрак бездонный.

Так судьба душ человеческих похожа на судьбу пшеницы и плевелов; так же, как во время цветения нельзя разобрать, где пшеница, а где сорняк, так и души человеческие распознаются только перед смертью. Разница между людьми определяется внутренним содержанием и силой любви, которая зависит от духа внутри человека.

Сердце человека сотворено  для любви, возвышенной, самой  чистой и самой святой.

Это  храм, самый малый, но самый  чудесный на земле, в котором  следует жить духу любви Божией; кадило, из которого возносится  аромат любви человека к Создателю.

Мы, ангелы небесные, невыразимо  любим всякую тварь Творца  нашего.

Но любовь наша к творениям  происходит только от любви  нашей ко Творцу всех тварей.

Всякое творение дорого нам только потому, что Его и от Него.

Мы любим Его и поэтому любим всё, что Он любит. А то, что Он любит, Он творит и сохраняет, потому что Он превеликий Создатель и Вседержитель. Любовь к Нему, Любящему нас, делает нас сильнее, радостнее, святее, моложе и – живее.

Это любовь чистых  духов к Духу.

Ощущая непрестанно  пламенную любовь к нам на  небесах, мы не имеем никаких  других ощущений.

Как свет отражается  в каплях утренней росы, так  в нас отражается божественная  любовь.

Такую любовь имел и  прародитель человеческий первое  время.

И в то время от  той любви он был очень силён,  радостен, светел и молод, и  – жив.

Как только любовь  его разделилась между небом  и землёй, и сердце его склонилось к земле, он изнемог, опечалился, помрачнел, состарился и – венчался со смертью.

Потомки его, возлюбившие царство земное, пали ещё ниже и стали рабами смерти.

Сердца их, лишённые мощной и сильной любви небесной, наполнялись разными ощущениями, богопротивными, смертным и лживыми.

Небо уже не было действительностью в их душах, но только бледное воспоминание, которое из поколения в поколение всё больше бледнело.

Снизив свой ум только на мысли о телесных предметах, помимо и вопреки Богу, они и сердцем стали желать только телесные предметы, опять помимо и вопреки Богу.

Так их сердца отравились потихоньку похотью, завистью, ненавистью, злобой, злорадством, страхом телесным, страхом смертным, ненасытностью, самовольством, неверием, жадностью и всяким неудовлетворением или ничтожными удовольствиями.

Сердца их наполнились землёй, земля проросла сквозь сердце, земля стала их тираном.

И так было до тех пор, пока Дух Божий не спустился по кровавой стезе Сына Божьего и не умягчил те каменные сердца людские, и не осветил их небесной любовью.

Ты хорошо знаешь, как опытный знаток людей, что тот ядовитый адский дым земли – и что ещё хуже: дым адских духов – стал отравлять и сердце твоего народа.

Гася в нём пламень небесной любви, который от Крещения его так дивно пылал в течение веков.

Человеколюбивый Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись, не мог больше видеть, как твой народ катится в пропасть, в жерло вечной смерти, надо было найти возможность прекратить это зло и излечить народ.

Но ничего не помогало: ни пример Сербских Святителей, ни проповедь священников, ни твои наставления и вразумления.

Поэтому должно было произойти это потрясение, этот страх, этот ужас, эта бойня, эта погибель великих и благородных воевод и твоя преждевременная смерть, о самый благородный из всех.

Посему предстоит твоему народу претерпеть длительное рабство, осуществить покаяние, пережить и рыдание, и воздыхание, и молчание.

Горечь за горечью, как шаг за шагом.

Чтобы таким образом отлепилось сердце твоего народа от земли и прилепилось к Небесам.

Чтобы народ разочаровался в ничтожной земной пристрастности и возжелал бы постоянной любви небесной.

Чтобы освободился от дыма адского и исполнился бы светлостью незакатной.

Словом, чтобы твой народ снова воспламенился любовью к Создателю и от того пламени бы возжёг бы любовь к душам на земле и духам на небе, как к творениям Вселюбящего.

И через ту бы любовь пришёл бы опять в силу, радость, светлость, молодость – и правую жизнь.

Радуйся  же, благородная жертва!

Твой выбор  правильный, и твой завет спасоносный. Всё, что теперь будет происходить с твоим народом, будет отбивать его от обманчивой любви земной, быстротечной и ничтожной, и будет возносить к вечной любви небесной.

И что возлюбит на земле, будет теперь любить через чистую, святую любовь небесную.

Внешнее рабство принесёт ему освобождение внутреннее.

А внутренняя свобода обладает такой ценностью, которой не может повредить ни внешнее рабство, ни внешняя свобода.

Тирания не может задушить, а внешняя свобода не может испачкать.

Так твой  народ исполнится силой и будет  силён так же, как сильна любовь.

На этот путь его наставил Тот, Кто лечит битьём так же, как милостью.

Он есть сама любовь; Он хозяин и очаг любви. В нём является любовь как родительство, и любовь как сыновство, и любовь как пламенный дух любви, Святой Дух.

Вне Его и помимо Его не существует чувства истинной любви ни на небе, ни на земле.

Невидимые миры духов наполняются и живут любовью из Него.

Вся невидимая и видимая вселенная есть механизм, ключом к которой является Его любовь.

Всё, что отвечает любовью на Его любовь, становится безсмертным и бывает причислено к Его небесной семье.

Это причисление к Его безсмертной семье, в его гражданство Царства Небесного, наибольшая награда всех ваших трудов и страданий на земле.

Это верховное достоинство, которого вы, духи в теле, можете удостоиться.

Это плата мученикам в этой долине плача.

 

Глава восьмая, 

в которой говорится о превосходстве воли тех, кто возлюбит Царство Небесное.

Слушая эти возвышенные  речи, Лазарь чувствовал, как его  сердце горит любовью к чудесному  Создателю людей. После долгого  молчания и размышления на  него навалилось ещё одно недоумение, которое он не мог сам разрешить.

И задал он небесному вестнику  такой вопрос:

– Объясни мне, вестник  Божий, не будет ли самостоятельность  моего народа прервана рабством? Не заглохнет ли его великая  воля под гнётом неприятельским? И не будет ли его внутренний  богоданный дар созидания, как  талант,  в землю закопан?

– Ты волнуешься о своём  народе и в смертный час,  как родитель о детях своих,  о светильник своего народа.

Вот  что скажу тебе: такую доброту  не забудет ни Бог, ни народ.

Но то, о чём ты сейчас спрашиваешь,  свидетельствует о том, что  ты всё ещё не совсем освободился  от земных призраков.

Знай же, что на Святых Небесах не оцениваются никакие дела человеческие сами по себе, но только по намерениям и по содержанию воли, с какой те дела творятся.

Державы, законы, книги, дворцы и города, башни и дороги, машины и приспособления, механизмы и разные обиходные предметы – всё это само по себе ничтожно, как опустевший муравейник, как пустое гнездо, из которого вылетела ласточка.

Большие города человеческие, видимые с ближайшего облака, сливаются с дорожной пылью и не отличаются от неё.

Домашние пчёлы и дикие осы посмеялись бы над самым организованным вашим царством и сказали бы: «У нас порядок лучше!»

Малюсенький светлячок, встав рядом с вашим светильником, представлял бы собой большее чудо.

Или ты думаешь, что мы в Небесном Царстве удивляемся вашим изобретениям?

О Княже, как тяжело объясняться свободной птице с птицей, которая живёт в клетке.

Но через все дела свои люди проявляют либо добрую волю, либо злую волю свою, и то отзывается, мерится и судится в Духовном Царстве.

Дело не судится по делу, но по побуждению на то дело.

Возлюбившие царство земное отличаются от возлюбивших Небесное Царство только по воле, также как по мыслям и чувствам.

Они имеют либо смешанную, либо чисто земную волю, в зависимости от влияния духа природного или духа демонского.

Поэтому их дела являются смесью добра и зла, или просто злом.

Самоволие есть злая воля.

И ангелы небесные не знают, чего хотят, пока не вдохнут в себя волю Божию.

Всякая воля, которая находится вне воли Божией, есть злая воля.

Если человек хочет того, чего он хочет, он злого желает.

Своим самоволием многие думают, будто себя выражают, т. е. свою личность, на самом деле они свидетельствуют о неимении личности и о тирании земли и ада над собой.

Так же как в Египте нет воды за пределами Нила, так нет никакого добра в душах человеческих, а также нет доброй воли вне сладостного и вечного Источника всякого добра.

Но эта истина исчезла из памяти тех, кто своей душой тащится по праху.

Отпав от воли Божией, от воли благой и всемогущей, они с гордостью следуют за своей волей.

Их ли это воля, как они думают, или воля неких стихий, или миров, им неведомых?

Но они думают, что действуют по собственной воле!

И, передвигаясь всякими тропами, выбранными ими, они далеко заходят; и это называют «продвижением».

А когда валятся от усталости, то видят, что находятся на том же месте, где были и раньше, на нулевой точке.

Они обожают дела рук своих, по обычаю суетных, они любят богов, которые ниже их.

Но когда пожелают счастья от своих рукотворных божеств, то те их устремляют к самоубийству как к единственному избавлению.

Ведь смерть есть бездонное жерло, в которое неизбежно и безвозвратно срываются все мудрования, все ощущения, и все дела человеческие вне жизни и животворного Вседержителя.

Возлюбившие царство земное ежедневно терпят удары от самообмана, но они упорно строят себе башню «счастья» из земных утешений, пока не сорвутся в жерло смерти, так и не заглянув счастью в лицо.

Они провозглашают своих предков безумными, потому что те искали счастье другими путями, не их; а провозглашая своих предков безумцами, свидетельствуют о том, что сами они являются детьми безумцев.

И наконец, не достигнув желаемого, они оставляют завет своим потомкам искать счастья их путями, на которых они счастья не нашли.

Знай же, основатель  церкви Лазарицы, что этот день повернёт твой народ не ко злу, но к добру.

Забвение воли Божией и безумное самоволие обратили душу народную к жерлу вечной смерти.

Теперь же твой народ будет вынужден покоряться чужой воле, чтобы научиться покоряться воле Божией.

Должен будет покоряться самоволию своих тиранов, чтобы через то возненавидеть собственную тиранию над самим собою.

И через трудные знойные века, которые грядут, научатся ненавидеть две худшие воли, два самоволия, своё и своих господ.

В тяготах и под притеснением со всех сторон он сможет расти только вверх, подобно дереву в густом лесу, и потому только свыше будет желать света.

И будет свыше искать светлую волю своего Создателя, и легко найдёт ее, потому что ничего третьего пожелать не сможет, возненавидев свою и чужую волю.

Легко найти ему будет Того, Кого знал, но забыл.

А когда найдёт и узнает, то возрадуется.

Как сирота, украденная и возвращённая своим родителям.

И будет ему воля Создателя слаще мёда и молока, и всё слаще ему будет, чем больше будет впитывать её в себя.

С непокрытой головой и босоногий будет кланяться воле Всевышнего и всё равно будет блаженнее и своих бесноватых господ, и своих предков, купавшихся в золоте.

Его художественный талант, дарованный свыше всякому живому существу Великим Художником, не пропадёт и не угаснет; не бойся.

Он не будет проявлять его в строительстве дворцов и городов, но проявит его в своём близком кругу, в своих домашних делах.

И все дела его будут трогательны по духу и любви, который обретут; и будут люди настолько возвышенны в красоте и благородстве, что весь мир удивится.

И во всех народных изделиях будет чувствоваться таинственная рука Неба, и Небесная гармония, и милосердие, поскольку будет выражать гармонию воли человеческой с волей Божией.

Все дела твоего народа будут посвящены Богу, всё будет подчинено воле Его безгрешной, и поэтому всё будет вдохновлено Духом Святым, Духом истины и красоты.

И всё-таки те дела не будут сами по себе иметь цену перед Святыми Небесами, как и всякие дела человеческие сами по себе ничего из себя для вечности не представляют. Но обожествлённая воля, которую те дела будут выражать, унаследует вечность.

Поэтому, царская душа в гнилостном прахе, восстань и поклонись воле Божьей, воле Безсмертного и Вечного, ведь Ему народы небесные денно и нощно поклоняются.

Не волнуйся о своём народе, когда предаёшь Его воле Вышнего.

Ведь Его воля будет твоему народу сладка в рабстве так же, как самоволие в безумном господстве земном.

Избрав Царство Небесное, ты удостоил свой народ стать небесным народом, безсмертным и ангельским.

Как человек и как Князь, ты не мог оставить своему народу большего наследства, как только этим сделанным выбором, который ты подтвердил красной печатью своей крови.

Поэтому сейчас на этом поле, как в своей Гефсимании, повтори спасоносные слова: Отче, да пребудет воля Твоя, как на небесах, так и на земли!

И будь готов через час или два перейти из этого земного противостояния в вечный покой.

Только там ты познаешь, как величественна воля Божия и каким наслаждением является покорность той воле.

В ней нет ни капли злобы, ни мгновения немощи, ни тени усталости.

Она сотворила безчисленные миры, невидимые и видимые, чтобы они вкусили её сладость и доброту.

Она сотворила то, что в ней можно сотворить, и всё утопила в океане упоительной радости и милости своей.

И всё, чего желает она от детей своих, это погружение в её безсмертные и животворные воды.

Перевод Екатерины Василевич

Источник