О Самодержавии. Архиепископ Серафим (Соболев)

1resize.php

…Точно так же небезразлично для Церкви, будет ли в России после советской власти государственной формой правления не царская самодержавная власть, а конституционная или республиканская, что то же – власть народа или толпы.

Православная Церковь не может предпочесть власть народа царской власти по той причине, что народоправство не есть Богоустановленная власть, ее нельзя отнести к той, о которой сказал Ап. Павел: «несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1).

Говоря эти слова, Апостол имел в виду форму существующей («сущей») в его время власти, т.е. царскую самодержавную, или единодержавную власть и все ее разветвления в лице отдельных начальников, подчиненных царю.

Вот почему он просит Ап. Тимофея совершать молитвы, моления, благодарения прежде всего за царя и за всех начальствующих, чтобы проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком «благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-2).

Только эту царскую власть имеет в виду и другой величайший Апостол Петр, когда призывает христиан ей повиноваться, говоря: «повинуйтеся убо всякому человечу созданию (т.е. всякому, по словам М. Филарета, от Бога устроенному над человеками начальству) Господа ради, аще царю, яко преобладающу: аще ли же князем, яко от него посланным, во отмщение убо злодеем, в похвалу же благотворцем» (1 Петр. 2, 13-14).

Совершенно напрасно под апостольскими словами: «несть бо власть, аще не от Бога», некоторые подразумевают наряду с царскою единодержавною властию, власть республиканскую и конституционную.

Самый текст апостольского учения о власти свидетельствует, что здесь все время говорится только о царской самодержавной власти.

За это говорит и здравый смысл: как могли Апостолы разуметь под Богопоставленной ту власть, которая царскую Богопоставленную власть ниспровергает.

А республика есть ниспровержение монархии, даже посредством всякого насилия, вплоть до кровавого террора.Нельзя иначе, как ниспровержением Богоустановленной самодержавной монархической власти назвать и конституцию.

Правда, здесь личность монарха сохраняется, но власть захватывается народом, как в республике, чем фактически уничтожается Богоустановленный монархический принцип и создается неестественное и тяжелое положение царя, при котором он «царствует», но не управляет.

Очень хорошо выявляет несостоятельность такого положения, а вместе с ним и конституционно-государственного строя, царь Иоанн Грозный.

В ответ на порицание его поступков кн. Курбским, как несоответствующих, по свидетельству последнего, народному праву других стран, Иоанн Грозный писал ему: «о безбожных человецех что и глаголати!

Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят поданные («работные»), так и поступают.

А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами (т.е. всеми частями царской власти), а не бояре и вельможи…».

«Если бы у вас, – говорит Иоанн Грозный Шведскому Королю, – было совершенное королевство, то отцу твоему архиепископ и советники и вся земля в товарищах не были бы».

По словам Грозного, Шведский Король «точно староста в волости».

А Польскому Королю Стефану Баторию чрез его послов тот же Русский Государь заявил: «Мы, смиренный Иоанн, Царь и Великий Князь Всея Руси, по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».

Таким образом, как власть республики, так и конституционной монархии, одинаково, не только не является Богоустановленною властию, но самое их бытие начинается с ее отрицания.

Ясно, что не Божественная воля, выраженная в Св. Писании, а человеческая многомятежная, греховная воля с открытым ниспровержением Богооткровенного и святоотеческого учения о царской самодержавной власти лежит в основе республиканского и конституционного строя. Поэтому Св. Церковь наша не может закрыть своих глаз на отсутствие религиозной основы в демократическом образе правления.Следовательно, она не может быть безразлична к будущему политическому строю нашей страны.

Иначе сказать: Св. Церковь не может желать водворения в России республиканского или конституционного строя.

Она может содействовать восстановлению у нас только исконного государственного строя, каковым была всегда единоличная великокняжеская или царская самодержавная власть Помазанника Божиего, как власть самая близкая к Церкви и родственная ей, ибо она имеет своим основанием Божественное Писание и святоотеческое учение, что является источником и нашей Православной веры.

Архиепископ Серафим (Соболев)

Далее 


Comments are closed.